Наука и военная безопасность журнал. Наука и военная безопасность

ImgBurn является ультра-легким CD/DVD/HD/DVD и Blu-ray приложением для записи, которое каждый должен иметь в своем наборе инструментов.

Запись изображения представляет собой один из самых эффективных и быстрых способов сохранить большие объемы данных на DVD или CD, поскольку позволяет пользователям загружать большие объемы данных в относительно небольшие файлы. Более того, приложение мгновенно готово для записи на DVD или жесткий диск.

Alcohol 120% - эффективное программное обеспечение для Windows, позволяющее записывать CD и DVD, облегчающее резервное копирование DVD и CD. Кроме того, программа позволяет хранить самые часто используемые вами CD в форме изображения на компьютерах, вы можете установить от 1 до 31 виртуальных драйверов, просто нажав на кнопку.

Предлагаемое нами записывающее программное обеспечение имеет функцию Pre-Mastering, дающую возможность записывать файлы прямо с вашего жесткого диска и поддерживающее формат Blu-ray и HD DVD.Работает со всеми операционными системами Windows 32 и 64 бит, до Windows 7.

Ashampoo Burning Studio – это универсальная программа, включающая все, что вам нужно для прожига на своем компьютере дисков CD, DVD и Blu-ray.

Преимуществом Ashampoo Burning Studio является то, что приложение предлагает широкий спектр инструментов для прожига данных, резервного копирования файлов, а также создания фильмов и слайд-шоу из фото и печати обложек и конвертов с сохранением удобства пользования благодаря хорошо организованному меню. Нужно лишь зайти в меню с левой стороны интерфейса и выбрать нужную задачу – Ashampoo Burning Studio откроет соответствующий инструмент в новом окне.

Recover My Files позволяет искать удаленные файлы или восстанавливать диски на вашем компьютере всего несколькими нажатиями.

Хорошее приложение для восстановления, обеспечивает страховку на случай, если вы по ошибке удалите важные данные или вам потребуется покопаться на вашем ПК в поисках глубоко спрятанных файлов. Recover My Files - это инструмент, который позволяет выполнить тщательный поиск на ПК и восстановить любые файлы, которые вы случайно удалили.

Военная мысль №02(03-04)/2001, стр.39-46

Военная наука и безопасность России

Генерал-майор в отставке С.А. ТЮШКЕВИЧ ,

доктор философских наук

ХАРАКТЕРНОЙ особенностью развития науки в целом и военной в частности на современном этапе является чрезвычайное его убыстрение, сопровождающееся изменением содержания и структуры научных знаний. Для уяснения многообразных связей и отношений действительности используются как старые понятия, так и новые. Причем последние наиболее широко раздвигают пределы человеческих знаний, выражают основные тенденции их развития: дифференциацию, специализацию, переплетение и интеграцию наук. Ведущая роль принадлежит интеграции, так как она стирает границы между отдельными областями военных знаний и другими науками, дает возможность использовать все, что может быть полезным для Вооруженных Сил страны. Этому в немалой степени способствует и то, что военная наука имеет ярко выраженную прикладную, практическую направленность. Так, на протяжении многих веков теоретические и прикладные знания в области военного дела были подчинены одной цели достижению политической и стратегической победы над противником путем прямого Столкновения войск (сил).

В XIX веке, когда война приобрела ярко выраженные признаки особого состояния общества (армии стали массовыми, появились качественно новые отношения между вооруженной борьбой, экономикой, социальными и духовным факторами и т.д.), военная наука поднялась «а более высокую ступень в теоретических обобщениях развития военного дела. На исходе XIX в начале XX века отечественная военная наука в целом правильно подошла к оценке характера будущей войны и способов ее ведения, роли экономического и морального факторов. Но влияние ряда объективных обстоятельств привело к тому, что военные теоретики не смогли глубоко разработать многие вопросы военно-стратегического и в особенности военно-политического характера. Военная наука переживала кризис, образовался разрыв между теорией и практикой.

Крушение биполярного мира, частые локальные конфликтны, усиление активности международного терроризма и продолжение военно-технической революции (разработка оружия нелетального действия) стали определяющими факторами существенного изменения направленности развития военной науки. Со временем стала иной и ее парадигма: победа (как цель войны) уступила место фактору сдерживания, хотя и не во всех случаях. Так, угроза применения оружия массового поражения (ОМП) в крупномасштабных боевых действиях сдерживает.наступательный порыв сторон, в то же время в локальных войнах и вооруженных конфликтах, где оно не применяется, осталась прежняя цель уничтожение противника.

Сегодня на первый план выдвинулась проблема обеспечения военной безопасности государства, что обусловило ведение научных поисков с целью представить современную военно-политическую обстановку, характер (политический, стратегический и военно-технический) будущих войн и военных столкновений, современную природу военного дела, особенно вооруженных сил, как целостную систему, в основе функционирования и развития которой лежат определенные законы (закономерности). К сожалению, до сих пор военная наука не располагает достаточно обоснованной системой научных законов. Результаты научных изысканий, не имеющих единого стратегического замысла и на весьма размытой методологической основе, не очень впечатляют. Известно, что в любой науке ее законы являются тем логическим каркасом, на котором держится содержание, выраженное в понятиях, категориях и т.д. Научные законы это средство, логический инструмент, с помощью которого можно осмыслить факты, явления, процессы. Еще А.И. Герцен отмечал: «Когда известен общий закон, то вы ищете его в частном случае не по одной аналогии с другими явлениями, но по логической необходимости».

Заботясь о развитии фундаментальных теорий, концепций военной науки, в основе которых лежат научные законы, в современных условиях первостепенное внимание следует обратить на ее прикладную часть, содержание которой обычно отражается в военно-стратегических документах государства, Вооруженных Сил, соответствующих директивах, наставлениях, уставах и т.д.

История отечественной военной науки, если рассматривать последнюю в единстве ее фундаментальной и прикладной частей, свидетельствует о том, что она отражает общественный строй, особенности политического устройства нашего государства, характер и направленность его политики. Однако развитие и функциональная направленность всегда были также обусловлены и диалектикой развития мирового сообщества. Чем напряженнее была международная обстановка региональная и мировая, тем больше военных опасностей и угроз возникало для России, а это, в свою очередь, стимулировало военную мысль, усиливало потребность в военной науке. Например, слабая теоретическая разработка названных выше проблем стала одной из причин того, что реформирование российских Вооруженных Сил в последнее десятилетие свелось главным образом к их численному сокращению. При этом оказалось нарушенным рациональное соотношение между видами Вооруженных Сил и родами войск, которое, как известно, является главным условием всякого развития и эффективности.

Сегодня проблема обеспечения безопасности непосредственно затрагивает судьбы всех народов, каждого человека. Да, в последнее время вероятность развязывания мировой ядерной войны значительно снизилась, но человечество столкнулось с опасностью ликвидации мировой цивилизации и самой жизни на Земле в результате экологической (энергетической, демографической и т.д.) катастрофы.

Вследствие этого перед военной наукой встают следующие задачи.

Первая глубокий анализ и всесторонняя оценка военных опасностей и угроз для России как суверенного государства.

В Российской Федерации необходим другой подход к анализу и оценке военных опасностей и угроз, нежели тот, что был в СССР, так как иным стало ядерное противостояние РФ и США; мировая система координат между государствами перестала быть двухполюсной, а международное отношение к оценке роли России в мировом балансе интересов стало неоднозначным. Кроме того, на наш взгляд, не всегда различаются опасности реальные и потенциальные. События свидетельствуют, что потенциальная военная опасность становится реальной, превращается в военную угрозу лишь при определенных условиях. Если нет таких условий, то военная опасность так и остается потенциальной, нереализованной.

Безусловно, все еще допускается смешение понятий «военная опасность» и «военная угроза». Раньше считалось, что нам угрожают капиталистические государства, чуть ли не весь мир. Теперь многие политики и ученые утверждают, что извне для России угрозы нет, и для нее вообще не существует военных опасностей, так как бывшие противники стали партнерами или друзьями. А раз так, то Вооруженные Силы РФ следует сокращать, не считаясь с военно-политической обстановкой в мире и примыкающих к России регионах.

Важно учитывать также, что военные опасности и военные угрозы имеют те же источники и причины, которые присущи вооруженным конфликтам различного масштаба и интенсивности, природе общества с ее антагонистическими противоречиями экономическими, социальными, классовыми, национальными, религиозными, идеологическими и т.п.

Анализ исторического опыта позволяет выявить следующие причины и условия возникновения войн, локальных конфликтов, военных угроз и опасностей: конфронтация между формациями и цивилизациями; блоковая враждебность; противоречия, возникающие между государствами в результате распада колониальной системы, образования суверенных национальных государств, борьбы с экономической, политической, культурной отсталостью; идеологическое противоборство, а также противоречия, обусловленные переходом государства от одной политической системы к другой.

Что же касается России, то военные опасности для нее существуют на всех уровнях и с разных направлений. В частности, они связаны с наличием в мире реакционных режимов, для которых военная сила по-прежнему остается средством политики и главным аргументом при решении социальных проблем, международных споров и противоречий общественного развития или иных задач. Определенные круги пытаются осуществить свои великодержавные, гегемонистские, националистические, сепаратистские и другие цели с помощью военной силы.

Следовательно, пока в мире сохраняется напряженность и нестабильность политическая и стратегическая, национально-религиозная и территориальная, нам крайне нужна научная оценка военно-политической обстановки, своевременное определение источников и характера возможных военных опасностей, угроз и войн, соответствующая подготовка государства и армии.

Оценивая военные опасности (военные угрозы), их источники и причины, политическое и военное руководство получает возможность более взвешенно и решительно вырабатывать военную политику государства и в соответствии с ней решать задачи в области обороны, военного строительства и внешнеполитического обеспечения безопасности страны. Но оценка военной опасности, анализ ее причин, характера и т.д. это лишь начало теоретического и практического решения проблем, от которых зависит военно-политическая и стратегическая стабильность в стране, регионах и мире в целом.

Безопасность не может считаться достигнутой, если она не гарантирована или ненадежна. Каждое государство стремится обеспечить гарантированную защиту важнейших национальных интересов собственными силами (включая военные средства) и при минимальных издержках. Однако военная сила при этом выступает выражением материальных, экономических и духовных возможностей нации, общества, государства.

Военная опасность и военная угроза категории военной политики государства, военной науки и стратегии. Без них немыслима и военная доктрина государства. Они относятся к исходным категориям теории и практики военного строительства, обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил, а также являются ключевыми в оценке военно-политической обстановки, от объективности и правильности которой во многом зависят принятие решений политическим и военным руководством России и их практические действия в области защиты национальных интересов и обороноспособности страны.

Вторая задача разработка современной теории оборонной (военной) мощи государства, которая важна, в частности, еще и потому, что существуют три точки зрения на оборонную мощь России (и других стран), на пути обеспечения ее (их) военной безопасности. Сейчас они заметно отличаются от тех, которые существовали в советской военной теории.

Одна точка зрения, наиболее радикальная, состоит в том, что период «холодной войны» закончился, России никто не угрожает и потому оборонная мощь ей не нужна, а Вооруженные Силы должны быть символическими. Сторонники другой точки зрения полагают, что Россия должна обладать высокой мощью, адекватной статусу великой державы, способной вести крупномасштабную войну и находиться в готовности к отражению агрессии с различных направлений. Третья точка зрения состоит в том, что военная мощь России должна обеспечивать ее безопасность (сдерживание и отражение нападения потенциального агрессора, нанесение ответных ударов, способствующих прекращению боевых действий).

Наличие различных взглядов на военную мощь России правомерно. Но, к сожалению, не все они имеют достаточное теоретическое обоснование. Выводы часто делаются исходя лишь из эмпирического опыта, без должного анализа количественного и качественного соотношения сил как на мировой арене, так и в отдельных регионах, без учета характера и механизма действия закона соотношения (баланса) сил.

Раньше было стремление достичь определенного уровня военной мощи (военной силы), который, во-первых, позволял бы исключать из числа потенциальных агрессоров крупные державы и устанавливать с ними нормальные партнерские отношения, а во-вторых, гарантировал бы, что любая агрессия обернется неприемлемым ущербом для ее инициатора. В том и другом случае военная мощь (военная сила) является непременным компонентом системы обеспечения территориальной и государственной целостности государства, гарантом его суверенности и дальнейшего развития.

Какая из этих двух целей выходила на первый план, зависело от многих обстоятельств объективного и субъективного характера, но в любом случае учитывалось соотношение сил, которое очерчивало границы деятельности государств, а внутри них социальных слоев, классов, партий, группировок, правящих кругов и т.д., определяло выбор решений. Между изменениями в соотношении сил и возникновением войн нет непосредственной и автоматической связи. Соотношение сил это лишь объективная основа для решения вопроса о том, быть войне или не быть, а реализация возможностей развития этих событий связана с субъективным фактором. «В каждое данное время, отмечал Г.В. Плеханов, столкновение двух сил, равно как сама возможность их столкновения, определяется характером (свойствами) этих сил».

В этом заключена одна из причин, почему проблема военной безопасности оказалась органически связанной с военно-политической стабильностью, которую нередко называют стратегической стабильностью, имея в виду приоритетность военных средств ее достижения, сохранения или нарушения.

Кроме того, следует учитывать, что в настоящее время безопасность одного государства не может обеспечиваться за счет другого, а может быть лишь взаимной. Безопасность национальная, региональная и международная представляет собой единое целое, в котором ключевую роль играет национальная безопасность. Одновременно меняются роль и место военного насилия в жизни общества. Человечество входит в новый период развития цивилизации, где все большую значимость приобретают такие общечеловеческие ценности, как интеграция, баланс интересов, гуманизм. В мире зреет понимание того, что безопасность зависит не только и даже не столько от соотношения сил, сколько от баланса интересов государств и народов. При этом не следует питать излишних иллюзий: учет баланса интересов непрост и труден, прежде всего, потому, что переход от одной парадигмы мышления в области безопасности к другой сопряжен с неизбежными сложностями, да и достаточно продолжителен из-за инерции общественного сознания в целом и военно-силового в частности. Кроме того, сам баланс интересов как определенное состояние материальных и духовных сил государств также обладает инерцией. Наконец, сфера национальных интересов у каждого государства имеет свое содержание, характер и целенаправленность.

Интересы страны в области военной безопасности складываются под влиянием реально существующих для него военных опасностей и военных угроз. Они обусловлены, во-первых, геополитическим и геостратегическим положением страны и, во-вторых, балансом сил и интересов на региональном и глобальном уровне, факторами военно-политической и стратегической стабильности. Поэтому при их согласовании требуется больше усилий и создание определенных условий (предпосылок) доверия, партнерства, взаимного уважения, соблюдения международного права и т.д. Весьма трудно сбалансировать национальные интересы различных стран, например, таких, как Россия и США, по масштабам, приоритетности и другим показателям.

По своей социально-политической сущности военно-политическая стабильность, на наш взгляд, это элемент политики (мировой и региональной), особая форма выражения интересов и ценностей стран и народов в условиях динамического развития (предотвращение ядерной опасности, новой мировой войны), а также состояние устойчивости их геополитического положения в мировой системе, находящегося в прямой зависимости от потенциала государства, и прежде всего от его военной силы. Одна из основных черт военно-политической стабильности состоит в том, что она выражает объективную потребность процесса формирования взаимозависимого целостного мира в таких формах взаимодействия и сотрудничества, которые в наибольшей мере способствуют сохранению цивилизации, ускорению ее развития, росту Творческого потенциала народных масс, усилению их созидательных способностей, гарантируют сотрудничество, а не конфронтацию. Вторая черта военно-политической стабильности состоит в глубинной взаимосвязи с безопасностью международной, региональной, национальной. Сегодня стабильность все в большей степени основывается на балансе интересов, где приоритет принадлежит ненасильственным, политическим средствам обеспечения безопасности государства (хотя в определенной мере продолжает зависеть от военной силы).

Для достижения военно-политической стабильности действия государств (коалиций) в области внешней и военной политики должны быть направлены не на подготовку и развязывание войн и вооруженных конфликтов, а на их предотвращение и недопущение.

При этом основополагающими являются следующие положения: Военная сила служит исключительно для защиты национальных интересов, сохранения государственности и территории; стабильность предполагает такое состояние, когда вооруженные силы служат делу предотвращения войны и обеспечивают надежный уровень (с учетом уровня военной опасности и угрозы) военной защиты территории от нападения; в каждом регионе необходим стабильный баланс военных сил как компонент коллективной безопасности в мире в целом.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить три стратегически стабильных состояния межгосударственных военно-политических отношений.

Первое характеризуется равновесием сил (в случае биполярной модели безопасности), при котором у каждого государства отсутствуют мотивы и стремление нарушить существующую или прогнозируемую ситуацию (уровень вооружений, вооруженных сил и т.д.), если у него нет оснований предполагать, что другое государство (или несколько стран) намерено это сделать.

Второе состояние предполагает, что стратегическая стабильность должна быть достаточно устойчивой по отношению к значительным изменениям ситуации как с одной, так и с другой стороны. При стремлении же одного или нескольких государств нарушить состояние равновесия в свою пользу должна существовать возможность парирования или нейтрализации таких дестабилизирующих действий. Чтобы стратегическая стабильность была устойчивой и эффективной (т.е. могла гарантировать мирную жизнь народам), она сама должна иметь определенные гарантии, прежде всего политические, а также военно-технические, экономические, морально-нравственные и правовые.

Третье состояние характеризуется установлением военно-политических отношений, приемлемых или выгодных всем странам-участницам, взаимодействующим в этом процессе. Такая стабильность может рассматриваться как эффективная, так как состояние безопасности одного государства обеспечено гарантиями (собственными и коалиционными).

Третья задача теоретическое обоснование путей, форм и способов реформирования Вооруженных Сил. В этом вопросе, к сожалению, более всего видны теоретические пробелы. Военная наука еще не выработала научно обоснованную и взвешенную концепцию реформирования ВС РФ в связи с проблемой обеспечения безопасности нашего государства, о чем говорилось ранее. Политическим и военным руководством страны признано, что решение проблем национальной безопасности требует проведения комплексной военной реформы, которая должна стать приоритетным направлением не только в области военного строительства, но и всей политики России. При этом следует сохранить, развить и использовать отечественные военные традиции, связанные с решением оборонительных задач и обеспечением геополитических потребностей страны.

Во-первых, необходимо сделать военную реформу подлинно глубокой, что означает радикальные преобразования всей системы обороны страны, прежде всего ускорение процесса создания новой Российской армии с учетом исторических, политических, экономических и социальных условий. Во-вторых, сделать военную реформу действительно крупномасштабной, то есть охватывающей все без исключения области военного строительства, всю военную организацию, и не только ее организационные и материально-технические стороны, но и духовные слагаемые военной мощи страны.

Проведение любой военной реформы невозможно без осмысления накопленного опыта и уроков прошлого, уяснения того, что мешает движению вперед.

Осуществление по-настоящему глубокой и всеобъемлющей военной реформы предполагает ясное определение ее военно-политических и стратегических задач, которые диктуются внешними и внутренними обстоятельствами. Кардинальные преобразования призваны обеспечить ведение обороны страны собственными национальными силами в пределах российских государственных границ, лидерство России в поддержании коллективной безопасности в пределах геополитического пространства СНГ на многосторонней и двусторонней основе. Они должны быть направлены на укрепление взаимного доверия и развитие сотрудничества со странами-членами НАТО (в противовес идее расширения этого блока в ущерб интересам России), на взаимодействие со странами ОБСЕ и в рамках ООН. Что касается возможности и необходимости сокращения численности Вооруженных Сил России до разумных пределов и без ущерба для обороноспособности страны, то здесь главная задача состоит в том, чтобы преодолеть дисбаланс между относительно высоким уровнем вооружения и не соответствующим ему качеством профессиональной подготовки личного состава, а также организационной структурой войск, не отвечающей современным требованиям.

Четвертая задача повышение культуры управления войсками. Без этого невозможно осуществить ряд мероприятий, стоящих перед Вооруженными Силами в сложной обстановке переходного периода, ведь культура военного управления характеризует меру его рационального развития с точки зрения усвоения национальных традиций, достижения научных знаний, а также степень совершенства в использовании указанных выше факторов при решении актуальных познавательных и практических задач военного строительства. Без повышения культуры военно-управленческой деятельности не может быть достигнут высокий уровень развития военного дела, усовершенствованы качественные параметры Вооруженных Сил, осуществлен переход от экстенсивного роста боеспособности ВС к интенсивному (через создание новых высокоэффективных систем оружия и боевой техники), невозможен рост профессионализма военных кадров и изменение «технологии», «механизма» руководства военным строительством.

В настоящее время на первый план выходит задача повышения методологической культуры военно-управленческой деятельности. Это обусловлено усложнением военно-политических процессов, их возросшим динамизмом, а нередко и тяжелыми последствиями для Вооруженных Сил и страны: процесс ядерного разоружения, переход от армии советского типа к армии другого типа.

Наконец, не менее сложной для современной военной науки оказалась задача выработки методов обучения и воспитания военнослужащих в новых условиях. Общий духовный кризис, смена идейно-политических установок в обществе и Вооруженных Силах, слом старой системы обучения и воспитания, морально-психологической подготовки в армии и на флоте привели к тому, что некоторые положения теории воинского обучения и воспитания утратили свою силу и нуждаются в уточнении и корректировке. Кроме того, расширился диапазон задач, решаемых ВС. Все это требует создания новой теории обучения и воспитания личного состава.

Воздействие на сознание и психику воинов как на идеологическом, так и на психологическом уровне основывается пока лишь на идеологии патриотизма, любви к Отечеству. Идея патриотизма призвана быть ядром, основой деятельности всех воспитательных, образовательных и информационных учреждений страны независимо от их политической направленности, принадлежности к государственным, общественным или коммерческим структурам, способной в условиях многопартийности сплотить народ и армию, воспитать патриотов, готовых встать на защиту России и самоотверженно отстаивать ее интересы.

Решая возникшие проблемы, военная наука выполняет социально-полезную для общества, государства, вооруженных сил функцию, позволяет защитникам Отечества совершенствовать свой профессионализм, овладевать ее теоретическими основами, создает благоприятные условия для творчества военных теоретиков, вовлекая в этот процесс весь офицерский состав.

Герцен А.И. Письма об изучении природы. М., 1946. С. 38.

Понятие «оборонная мощь государства» правомерно лишь по отношению к миролюбивым, неагрессивным странам, ко всем другим, на наш взгляд, применительно понятие «военная мощь».

Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1951. Т. 2. С. 210.

Сущность патриотизма можно определить как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными и другими качествами, до осознания своей неразделимости, единства с Отечеством, необходимости служения ему, своему народу.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Вверх