Каналы социальная мобильность. Виды и каналы социальной мобильности Каналы вертикальной мобильности примеры

Социальная мобильность виды и примеры

Понятие социальной мобильности

Понятие "социальной мобильности" было введено в научный обиход Питиримом Сорокиным. Это различные перемещения людей в социуме. Каждый человек при рождении занимает определенную позицию и является встроенным в систему стратификации общества.

Позиция индивида при рождении не является неизменной, и на протяжении жизненного пути она может изменяться. Она может повышаться или понижаться.

Виды социальной мобильности

Существуют разнообразные виды социальной мобильности. Обычно выделяются такие:

  • межпоколенная и внутрипоколенная;
  • вертикальная и горизонтальная;
  • организованная и структурная.

Межпоколенная мобильность означает, что дети изменяют свое социальное положение, и становятся отличными от их родителей. Так, например, дочь швеи становится учителем, то есть,она повышает свой статус в обществе. Или, например, сын инженера становится дворником,то есть, его социальный статус понижается.

Внутрипоколенная мобильность означает, что статус индивида может меняться на протяжении его жизни. Обычный рабочий может стать начальником на предприятии, директором завода, затем руководителем комплекса предприятий.

Вертикальная мобильность означает, что перемещение человека или группы людей внутри общества меняет социальный статус этого человека или группы. Такой вид мобильности стимулируется с помощью различных систем вознаграждения (уважение,доход, престиж, льготы). Вертикальная мобильность имеет разные характеристики. одна из них - это интенсивность, то есть, определяется, сколько страт проходит индивид в своем пути наверх.

Если общество социально дезорганизовано, то показатель интенсивности становится выше. Такой показатель, как всеобщность, определяет количество людей, которые изменили свою позицию в вертикальном отношении за определенный промежуток времени. В зависимости от типа вертикальной мобильности различаются два типа общества. Это закрытое и открытое.

В закрытом обществе продвижение наверх по социальной лестнице очень затруднено для определенных категорий людей. Например, это общества, в которых есть касты, сословия, также общество, в котором есть рабы.Таких сообществ было много в Средние века.

В открытом обществе равные возможности у всех. К этим обществам можно отнести демократические государства. Питирим Сорокин утверждает, что нет и никогда не было обществ, в которых были бы абсолютно закрыты возможности для вертикальной мобильности. Вместе с тем,никогда не было сообществ, в которых вертикальные перемещения были бы абсолютно свободными. Вертикальная мобильность может быть как восходящей (в этом случае она добровольная),так и нисходящей (в этом случае она принудительная).

Горизонтальная мобильность предполагает, что индивид перемещается из одной группы в другую без изменения социального статуса. Например, это может быть изменение религии. То есть, индивид может перейти из православия в католичество. Также он может сменить гражданство, может создать свою семью и уйти из родительской, может сменить профессию. При этом статус индивида не меняется. Если происходит переезд из одной страны в другую, то такая мобильность называется географической. Миграция - это разновидность географической мобильности, при которой статус индивида после переезда меняется. Миграция может быть трудовой и политической, внутренней и международной, легальная и нелегальная.

Организованная мобильность - это процесс, зависящий от государства. Оно направляет движение групп людей вниз, вверх или в горизонтальном направлении. Это может происходить как с согласия этих людей, так и без него.

Структурная мобильность вызвана изменениями, которые происходят в структуре общества. Социальная мобильность может быть групповая и индивидуальная. Групповая мобильность подразумевает, что перемещение происходит у целых групп. На групповую мобильность влияют такие факторы:

  • восстания;
  • войны;
  • замена конституции;
  • вторжение иностранных войск;
  • изменение политического режима.
  • Индивидуальная социальная мобильность зависит от таких факторов:
  • уровень образованности гражданина;
  • национальность;
  • место проживания;
  • качество воспитания;
  • статус его семьи;
  • состоит ли гражданин в браке.
  • Большое значение для любого вида мобильности имеют возраст, пол, рождаемость и смертность.

Социальная мобильность примеры

Примеры социальной мобильности можно найти в нашей жизни в больших количествах. Так, образцом повышения роста в социуме можно считать Павла Дурова, который изначально был простым студентом филологического факультета. Но в 2006 году ему рассказали про Facebook, и тогда он решил, что создаст аналогичную сеть в России. Вначала она получила название "Студент.ру", но потом получила название Вконтакте. Сейчас в ней более 70 миллионов пользователей, а Павел Дуров владеет состоянием более 260 миллионов долларов.

Cоциальная мобильность часто развивается в пределах подсистем. Так, школы и вузы являются такими подсистемами. Студент в вузе должен усвоить учебную программу. Если он успешно сдаст экзамены, он перейдет на следующий курс, получит диплом, станет специалистом, то есть, получит более высокую должность. Отчисление из вуза за неуспеваеость является примером социальной мобильности нисходящего типа.

Примером социальной мобильности является и такая ситуация: человек, который получил наследство, разбогател, и переместился в более зажиточный слой людей. Примерами социальной мобильности можно считать повышение учителя школы до директора, повышение доцента кафедры до профессора, переезд работника предприятия в другой город.

Вертикальная социальная мобильность

Вертикальная мобильность подвергалась наибольшему количеству исследований. Определяющим понятием является дистанция мобильности. Она измеряет, сколько ступенек проходит индивид по мере своего продвижения в обществе. Он может проходить одну-две ступеньки, может взлетать внезапно на самую вершину лестницы или падать к ее основанию (последние два варианта встречаются довольно редко). Важным является объем мобильности. Он определяет, сколько индивидов переместилось с помощью вертикальной мобильности вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Каналы социальной мобильности

Между социальными слоями в обществе нет абсолютных границ. Представители одних слоев могут пробираться в другие слои. Перемещения происходят с помощью социальных институтов. В военное время в качестве социального института действует армия, которая возвышает талантливых солдат и дает им новые звания в том случае, если прежние начальники погибли. Другой мощный канал социальной мобильности - церковь, которая во все времена находила преданных себе представителей в низах общества и возвышала их.

Также каналами социальной мобильности можно считать институт образования,а также семью и брак. Если в брак вступали представители разных социальных слоев, то один из них поднимался по социальной лестнице, или спускался. Например, в древнеримском обществе свободный человек, который женился на рабыне, мог сделать ее свободной. В процессе создания новых слоев общества - страт - появляются группы людей,которые не имеют общепринятых статусов, или утратили их. Их называют маргиналами. Такие люди характеризуются тем, что им сложно и некомфортно в их нынешнем статусе, они испытвают психологический стресс. Например, это работник предприятия,который стал бомжом и потерял жилье.

Существуют такие виды маргиналов:

  • этномаргиналы - люди, которые появились в результате смешанных браков;
  • биомаргиналы, о здоровье которых перестало заботиться общество;
  • политические маргиналы, которые не могут смириться с существующим политическим порядком;
  • религиозные маргиналы - люди, не относящие себя к общепринятой конфессии;
  • криминальные маргиналы - люди, нарушающие Уголовный кодекс.

Социальная мобильность в обществе

Социальная мобильность может различаться в зависимости от типа общества. Если рассматривать советское общество, то оно было поделено на экономические классы. Это были номенклатура,бюрократия и пролетариат. Механизмы социальной мобильности тогда регулировались государством. Работники районных организаций часто назначались парткомами. Быстрое перемещение людей происходило с помощью репрессий и строек коммунизма (например, БАМ и целина). В западных обществах другая структура социальной мобильности.

Главный механизм социального движения там-конкуренция. Из-за нее одни разоряются, а другие получают высокие прибыли. Если это политическая сфера,то главным механизмом передвижения там являются выборы. В любом обществе есть механизмы, которые позволяют смягчить резкий переход индивидов и групп по нисходящей. Это разные формы социальной помощи. С другой стороны, представители более высоких слоев стремятся закрепить свой высокий статус, и не допустить проникновения в высокие слои представителей низших слоев. Во многом социальная мобильность зависит от того, какое общество. Оно может быть открытым и закрытым.

Открытое общество характеризуется тем, что деление на социальные классы условное, и перейти из одного класса в другой довольно легко. Чтобы достичь более высокой позиции в общественной иерархии, человеку нужно бороться.У людей есть мотивация постоянно работать, потому что упорный труд ведет к повышению их общественного положения и улучшению благосостояния. Поэтому люди низшего класса стремятся постоянно прорваться наверх, а представители высшего класса хотят сохранить свое положение. В отличие от открытого, закрытое социальное общество имеет очень четкие границы между классами.

Социальная структура общества такова, что продвижение людей между классами практически невозможно. В такой системе упорный труд не имеет никакого значения, таланты представителя низшей касты тоже никакого значения не имеют. Такая система поддерживается с помощью авторитарной правящей структуры. Если правление ослабевает, то становится возможным изменение границ между стратами. Наиболее выдающимся примером кастового закрытого общества можно считать Индию, в которой самым высоким статусом обладают брахманы - высшая каста. Самая низшая каста - это шудры, уборщики мусора. Со временем отсутствие значительных изменений в обществе приводит к вырождению этого общества.

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация разделяет людей по классам. В постсоветском обществе стали появляться такие классы: новые русские, предприниматели, рабочие, крестьяне, правящий слой. Социальные страты во всех обществах имеют общие черты. Так, люди умственного труда занимают более высокую позицию, чем просто рабочие и крестьяне. Как правило, между стратами не существует непроницаемых границ, в то же время полное отсутствие границ невозможно.

в последнее время социальная стратификация в западном обществе претерпевает значительные изменения в связи с нашествием в западные страные представителей восточного мира (арабы). Изначально они приезжают как рабочая сила, то есть,они выполняют низкоквалифицированные работы. Но эти представители привозят свою культуру и свои обычаи, зачастую отличные от западных. Зачастую целые кварталы в городах западных стран живут по законам исламской культуры.

Надо сказать, что социальная мобильность в условиях общественного кризиса отличается от социальной мобильности в условиях стабильности. Война, революция, продолжительные экономические конфликты приводят к изменениям в каналах социальной мобильности, часто к массовому обнищанию и повышению заболеваемости. В этих условиях стратификационные процессы могут значительно отличаться. Так, в правящие круги могут пробираться представители криминальных структур.

Факторы социальной мобильности - это, во-первых, взросление личности. Например, ребёнок, априори, со временем изменит свой статус, выйдя из круга обязанностей и прав, которые принадлежали ему как незрелому индивидууму. Таким же образом и пожилой человек, выходя из пределов возрастных ограничений, меняет свой статус трудящегося на пенсионера.

Во-вторых, следует отметить вертикальную мобильность, происходящую в результате Это изменение статуса может происходить как по восходящей, так и по нисходящей траектории движения.

Факторами социальной мобильности этого вида являются следующие: повышение уровня образования индивидуума (например, получение диплома), смена места работы в связи с накоплением опыта (например, получение более высокой профессиональной категории, военного звания), потеря рабочего места или понижение в должности (например, в связи с трудовыми нарушениями или в связи с нарушениями законодательства административными органами предприятия - увольнение в связи с беременностью или инвалидностью), попадание в «места не столь отдалённые», потеря трудоспособности.

Горизонтальной мобильностью называют смену индивидуумом в рамках того же (перемена места жительства, вероисповедания, работы в том же статусе, и другое).

Обсуждая мобильности, следует отметить, что перемещение индивидуума в обществе имеет определённую обусловленность. Хаотичная мобильность имеет место быть лишь при нестабильной социальной структуре, в связи с переломными историческими моментами или при экономическом кризисе. При стабильной же структуре общества изменение статуса индивидуума может произойти только с одобрения социального окружения, по определённым каналам.

В широком смысле каналы социальной мобильности - это социальные структуры, способы и механизмы, использующиеся индивидуумом для того, чтобы получить возможность переместиться из одного общественного статуса в другой.

То есть учебные заведения, в которых гражданин может получить образование, дающее ему право занимать более высокую должность - это каналы социальной мобильности. Сюда же относятся политические партии и органы политвласти, экономические структуры и общественные организации, армия и Церковь, семейно-клановые связи и профессионально-трудовые союзы.

Следует отметить также, что структуры организованной преступности - это тоже каналы социальной мобильности, так как они сами обладают собственной внутренней системой мобильности и к тому же зачастую имеют довольно ощутимое влияние на «официальные» каналы.

Учитывая тот факт, что каналы социальной мобильности работают как целостная общественная система, можно говорить о том, что ее структура состоит из множества институционно-правовых процедур, которые могут позволить или же нет перемещения индивидуума.

Таковыми можно назвать экзаменационные комиссии, органы опеки, администрацию районов, жилищные комиссии, военкомат, суд и другие. При желании человека подняться по вертикальной статусной лестнице, ему необходимо пройти определённое «тестирование», которое покажет, соответствует ли данный индивидуум новому, желаемому им статусу.

Например, для следует предъявить в жилищную комиссию необходимые документы, при получении диплома - пройти обучение и сдать выпускные экзамены, при поступлении на работу - пройти собеседование.

Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида… от одной социальной позиции к другой».

Различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность означает изменение социальной позиции без изменения ранга (человек работал учителем в одной школе, но перешел в другую). Вертикальная мобильность означает изменение своего статуса с изменением ранга: учитель становится директором школы, директор становится депутатом и др. Вертикальная социальная мобильность может быть восходящей и нисходящей.

Различают также внутрипоколенную и межпоколенную социальную мобильность. При внутригтоколенной мобильности изменение, социального положения происходит в пределах одной человеческой жизни, при межпоколенной - речь идет об изменении социального положения детей по сравнению с их родителями. Если такого изменения нет, то можно сделать вывод о ригидности (устойчивости, инертности) стратификационной структуры.

Интенсивность социальной мобильности зависит от проницаемости границ между стратами и классами общества. Если эти границы непроницаемы (закрытая структура), то социальная мобильность минимальна, в обществе преобладают предписанные статусы. Если границы между классами проницаемы (открытая структура), то социальная мобильность весьма интенсивна, преобладают достигаемые статусы. Надо отметить, что не существует абсолютно закрытых или абсолютно открытых систем, можно говорить лишь о большей или меньшей степени того или другого.

Наиболее ярким примером общества, близкого к закрытому типу, служит Древняя Индия с ее жесткой системой каст, когда принадлежность к касте наследовалась, освящалась религиозными верованиями и изменению не подлежало, а общение между членами каст ограничивалось. В современной Индии каст тысячи и они по-прежнему влияют на поведение людей. В частности браки представителей разных каст осуждаются.

Стратификационная система средневековых европейских обществ также была близка к закрытой. Рыцарем, аристократом также как и крестьянином человек был от рождения. Однако крестьянин мог стать ремесленником, монахом, торговцем. Феодал также мог стать клириком. В средневековых университетах Европы могли учиться представители почти всех сословий. Т.е. несмотря на трудность изменения социального положения и на то, что такое изменение своего статуса часто осуждалось, возможность для него все же существовала, а значит, система не была абсолютно закрытой.


К варианту абсолютной открытости приближается современное общество. Факт изменения своего положения скорее правило, чем исключение. Однако мы не можем сказать, что современное общество предоставляет всем равные шансы для социального роста. Таких шансов гораздо больше у сына богатых родителей, чем у сына родителей не очень зажиточных, у выпускника престижного ВУЗа больше, чем у выпускника провинциального института, у мужчины до сих пор больше, чем у женщины, у жителя крупного города больше, чем у жителя деревни и т.д. Это говорит о том, что одним людям проще изменить свой социальный статус, чем другим, а также о существовании чего-то подобного средневековым привилегиям. Т.о. и современное общество равных возможностей и всеобщей открытости тоже не является обществом с полностью открытой социальной структурой.

В любом структурированном обществе существуют определенные каналы социальной мобильности, т.е. пути, следуя которым индивид может изменить свой социальный статус. П. Сорокин выделил несколько таких каналов:

1) Образование - с древности и вплоть до сего дня овладение знанием давало шанс повысить свой статус. Поэтому доступ к образованию всегда был затруднен, предполагал достаточно жесткий отбор кандидатов. В принципе, даже в современном обществе при всей доступности образования, существуют элитные образовательные учреждения, доступ в которые ограничен.

2) Армия, или участие в военных действиях (на закате Римской империи преторианцы имели шанс не только выбирать императоров, но и самим становится императорами). Наполеон и де Голль также получили власть благодаря военным действиям. В современных обществах этот путь не самый распространенный. Однако он по-прежнему актуален в обществах, где военные – главная политическая сила.

3) Фаворитизм – близость к тем, кто имеет власть и влияние. Такой путь возвышения наиболее характерен для патриархальных обществ с закрытой структурой стратификации, а к таковым можно отнести все доиндустриальные общества. В современном обществе существует в виде «знакомств», неофициальных протекций и т.д.

4) Экономическая деятельность. В случае успеха приводит к богатству, которое дает возможность для дальнейшего социального восхождения.

5) Удачный брак, то есть брак с представителем более высокого класса.

К этим каналам можно добавить также характерный для современного демократического общества:

6) Участие в политических движениях и партиях. Надо отметить, что в качестве таких каналов могут выступать фактически все социальные институты, а также работа в разного рода бюрократических организациях, структуре которых присуща четкая иерархия уровней, восхождение по которым означает повышение статуса.

В обществе могут существовать и «обходные пути» для социальной мобильности. Это обусловлено тем, что легальные каналы доступны не всем и не в одинаковой мере. Наиболее известным нелегальным каналом является организованная преступность.

Коллективная (групповая) социальная мобильность

Групповая мобильность имеет место тогда, когда свое социальное положение меняет группа, слой или класс. Реформы Российского общества, проводимые с середины 80-х годов, привели к тому, что ряд групп утратил свое положение или существенно понизил свой статус (парт номенклатура, инженерно-технические работники, преподаватели школ и ВУЗов, представители военно-промышленного комплекса и др.). В то же время возникли новые группы и новые элиты в разных сферах деятельности (хотя новые элиты включили и многих наиболее активных представителей старых элит, той же партийной номенклатуры).

Коллективная мобильность характерна именно для обществ, переживающих коренные реформы или революции. Европейская буржуазия, чтобы закрепить свое экономическое господство, прошла через ряд революций, давших ей и политическую власть, оттеснив представителей наследственной аристократии. Российская революция 1917 года привела не только к подавлению, но фактически к полному физическому уничтожению прежний господствующий класс - дворянство, что может служить примером нисходящей групповой мобильности.

Коллективная социальная мобильность сопровождается как правило масштабными изменениями, в системе ценностей данного общества На смену преобладающей культуре прежних элит приходят ценности и нормы новых «хозяев жизни». Приход к власти класса буржуазии, что означало становление нового типа общества – капиталистического, привел к тому, что прежние аристократические ценности (честь рода, щедрость вплоть до расточительности, воинская доблесть, культ прекрасного и т.д.) сменились буржуазными добродетелями (трудолюбие, бережливость, простота и чистота нравов, скромность, расчетливость). В конце 60-х – начале 70-х годов нашего столетия переоценке подверглись и эти буржуазные добродетели. После молодежных бунтов, охвативших в этот период европейские страны и США, получили распространение новые ценности – гедонизм, потакание собственным желаниям, свободное отношение к моральным нормам, ориентация на развитие собственной индивидуальности. Эти ценности лежат в основе современного западного общества потребления и современной массовой культуры, создавая определенные трудности. Трудности заключаются в том, что подобные ценности сложно совместить с социальными обязательствами, долгом и ответственностью, без которых общество существовать не может.

Коллективная мобильность распространена в обществах, где индивидуальная мобильность сведена к минимуму. Примером такого общества служит Индия, где время от времени происходят изменения в положении отдельных каст. Индивиды же остаются прочно «привязанными» к своим кастам.

Произвольный выбор критериев для определения социальных классов и слоев обусловлен целым комплексом процессов в современных обществах, сглаживающих классовые различия. Мы вновь обратимся к данной проблеме в завершение темы № 6, в коротком эссе «Конец общества больших групп?»

§ 5. Что такое маргинальность ?

Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределен­ного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам вы­падающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответст­вия), испытывающих большое психологическое напряжение и пережива­ющих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологиче­ской школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассма­тривал проблемы социального де­классирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начина­ется тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую соци­альную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям – ре­волюциям или реформам.

С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отб­росов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выб­ранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникнове­нием массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формиро­вания новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упоря­дочен». (Именно подобные процессы происходят в современном рос­сийском обществе.)

С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строи­тельство «параллельных социальных структур» людьми, чья общест­венная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выг­лядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рам­ках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределаходного типа социальности при его серьезных деформа­циях.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом забо­ты социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; поли­тические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономичес­кие маргиналы традиционного типа (безработные) и так на­зываемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне ко­нфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, нако­нец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей ста­тус в социальной структуре не определен.

Классическим примером социомаргинала-мигранта можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Да­нелия, 1974 г.).

Термин социальная мобильность указывает на совокупность пе­ремещений внутри социальной структуры общества.

Социальная мобильность – это любой переход индивида или группы от одной социальной позиции к другой.

Впервые к анализу социальной мобильности обратился Питирим Сорокин.

Выделяют множество форм социальной мобильности:

v Вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность − изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. К примеру, продвижение по служебной лестнице. Горизонтальная мобильность − изменение со­циального положения, которое не приводит к повышению или пони­жению социального статуса. Например, смена семейного статуса, места жительства.

v Межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобиль­ность определяется сравнением социального статуса родите­лей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (напри­мер, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Внутрипоколенная мобильность предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени.

v Индивидуальная и групповая. С выделением данных форм мо­бильности связана следующая закономерность: в обществе, где глав­ное значение придается приписанному статусу, проявляется тенден­ция к групповой мобильности, в открытом обществе, характеризуе­мом преобладанием достигнутых статусов, – к индивидуальной мо­бильности.

Для количественного исследования социальной мобильности используют такие показатели как:

Скорость – вертикальная социальная дистанция или количество слоев – экономических, политических, профессиональных, – прохо­димых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный промежуток времени.

Объем – число индивидов, которые изменили свое со­циальное положение в вертикальном или горизонтальном направле­ниях за определенный промежуток времени.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются на­верх, называются каналами вертикальной мобильности . Самыми из­вестными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собствен­ность.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в воен­ное время. Крупные потери среди командного состава приводят к за­полнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в зва­нии, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Институты образования и воспитания, какую бы конкрет­ную форму они ни приобретали, во все века служили мощным кана­лом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом верти­кальной мобильности. Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титу­лованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба про­двигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.



Интенсификация процессов социальной мобильности в совре­менных обществах порождает явление маргинальности.

Проблема социальной мобильности широко представлена в социологической литературе (П.Сорокин, П. Блау, Б. Барбер, Э. Гидденс, Дж. Голдторп, О.Д. Данкен, С.М. Липсет, Р. Бендикс, Р. Эриксон и др.; из российских – З.Т.Голенкова, Т.И. Заславская, В.И. Ильин, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, А.Ф.Филиппов, М.А. Шабанова, О.И. Шкаратан, М.Ф. Черныш и др.).

Работы П. Сорокина были первыми в этой области, но, по признанию Э. Гидденса, Сорокин применял примитивные методики, которые в настоящее время непопулярны в западной социологии, но, по нашему мнению, вполне приемлемы к анализу процессов социальной мобильности в постсоветском российском обществе именно потому, что оно с большим опозданием вступило на путь капитализации.

П. Сорокин определял социальную мобильность очень расширительно – как «любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Более конкретное определение социальной мобильности дал Б. Барбер: «Социальная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, имеет место тогда, когда мужчина – глава семьи (и своих ближайших родственников) занимает более высокое или более низкое положение, чем его отец, в структуре относительных рангов по каким бы то ни было из различных стратификационных измерений».

Различаются следующие формы социальной мобильности:

- горизонтальная (переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) и вертикальная (перемещения из одного социального пласта в другой); она может быть как восходящей (социальный подъем), так и нисходящей (социальный спуск»): восходящая более характерна для выходцев из средних классов, нисходящая и иммобильность - для низших слоев (Д. Глас, Б. Барбер);

- интрагенерационная , или внутрипоколенческая (продвижение в карьере в течение всей трудовой жизни отдельного человека) и интергенерационная , или межпоколенческая мобильность (изменения социального статуса при переходе к следующему поколению);

- структурная (перемещения в связи с фундаментальными изменениями в структуре занятости) и неструктурная мобильность (для любых перемещения, не предполагающие подобных изменений);

- абсолютный (соотношение мобильных и иммобильных индивидов в пределах статусной позиции, например, фермеров и крестьян) и относительный (наличие неравенства жизненных шансов выходцев из различных слоев общества) типы мобильности.

В послеоктябрьский (1917 г.) период произошла кардинальная трансформация социальной структуры, в результате чего социальная мобильность стала чрезвычайно динамичной. Просоветская интеллигенция, придя на смену «буржуазным специалистам», пополнила свои ряды людьми менее образованными и менее компетентными, но лояльными новой власти. В данном случае мобильность вниз ранее позитивно привилегированных социальных групп была компенсирована восходящей мобильностью прежде негативно привилегированных групп. В 1917-1928 гг. путь от рабочих до ответственных работников прошли около 260 тысяч человек при общей численности рабочих в 1,7 млн. человек. Пополнение рабочего класса (среднегодовая численность рабочих возросла с 8,5 млн. человек в 1928 г. до 23,6 млн. человек в 1940 г.) происходило в основном за счет выходцев из села. «Новые рабочие» промышленных предприятий не обладали качествами, предъявляемыми производством индустриального типа. Оказавшись в непривычной для себя городской среде, отчужденные и от традиционной для них, и от новой городской культуры, они заполняли маргинальные социальные ниши.



В советском обществе социальные перемещения официально регулировались («ленинские призывы» в 1920-е гг., расширение «дружественной» рабочим и крестьянам «прослойки» - интеллигенции в 1930-е гг., подбор кадров определенных категорий согласно номенклатурным спискам, квотирование социального состава представительных органов власти всех уровней). К 1939 г. 950 тысяч рабочих и крестьян, вступив в партию, восполнили ряды новой советской интеллигенции (только за их счет численность последней выросла на 11%). В этот же период были созданы военные учебные заведения, рабфаки, различные краткосрочные курсы по подготовке руководящих партийных и советских кадров. В итоге к 1938 г. в стране уже насчитывалось около 13 млн. занятых умственным трудом. Численность студентов в советских вузах к 1940г. увеличилось до 812 тысяч человек. Советское общество было открытым для социального восхождения ранее негативно привилегированных групп. По данным социологических исследований, проведенных в интервале между 1924 и 1928 гг., из 5 тысяч ленинградских партийных «выдвиженцев» почти все были выходцами из рабочих (98%), две трети (68%) были членами большевистской партии, а половина из них до руководящей работы являлись неквалифицированными рабочими в возрасте от 30 до 40 лет, проработавшими на производстве более 10 лет.



По собранным нами материалам историй семейных династий, студентов ряда татарстанских вузов и средних специальных учебных заведений (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Елабужский государственный педагогический институт, Нижнекамский муниципальный институт, Казанское педагогическое училище), в 1930-е гг. подвергались различным видам репрессий (раскулачены, высланы, расстреляны) близкие родственники у 10% студентов педагогического училища, у 11% студентов Нижнекамского муниципального института, у 19% студентов Казанского технического университета. По тем же данным, именно в советский период были реализованы практики восходящей мобильности, которые могли и не состояться, если бы не было послеоктябрьских (1917 г.) преобразований: у 25% студентов педагогического училища, 23% студентов Нижнекамского муниципального института, 24% студентов Елабужского педагогического института, 14,5% студентов технического университета близкие родственники выдвинулись на руководящие должности именно в годы советской власти (были руководителями предприятий, председателями колхозов, директорами совхозов, ответственными работниками или секретарями парткомов, райкомов, обкомов партии, сделали военную карьеру).

Все социальные преобразования и события истории страны так или иначе сказались на жизненных стратегиях людей. Для одних революционные (1917г.) преобразования предоставили большие возможности восходящей социальной мобильности, для других оказались решающими для социального снижения. Соответственно судьбы последующих поколений складывались либо достаточно удачно (получение высшего образования, успешная профессиональная карьера), либо, напротив, имела место нисходящая в сравнении с родителями социальная мобильность (семья была зажиточной – стала бедной; родители ориентировались на получение их детьми образования – у последних не было возможности учиться. Складывались и другие жизненные ситуации с противоположными характеристиками).

Факторами таких практик социальной мобильности стали революция, гражданская война, В историях семейных династий указывались обстоятельства, когда одни воевали на стороне Красной армии, другие были белогвардейцами; одни были батраками, другие - кулаками и репрессированными). Во всех историях семейных династий образование выступает одним из определяющих факторов социальной (как восходящей, так и нисходящей) мобильности в советский период). При этом для деревенских жителей старшего поколения была характерна преимущественно нисходящая социальная мобильность.

В российском обществе постсоветского периода прежние институты социальной мобильности перестали действовать, потоки социальных групп устремились вниз по общественной лестнице; утратили свое значение старые критерии социального продвижения; образование перестало играть значимую роль; возникли новые субъекты либерализирующейся экономики. Восходящую социальную мобильность по такому индикатору, как имущественное положение, совершил верхний слой общества, к которому Т.И. Заславская относит правящую политическую элиту (руководители основных ветвей федеральной власти, распорядители государственных финансовых и материальных ресурсов, губернаторы, мэры больших городов, руководители крупнейших акционерных предприятий с участием государства, высокопоставленные военные), олигархические слои (собственники крупного и сверхкрупного капитала), противоправные группы (субъекты экономической преступности).

Социальная мобильность российских экономических элит определялась их предшествующей позицией в социально-профессиональной структуре этакратического общества. Рабочие стали массовой непривилегированной частью общества, закрепив за собой статус самовоспроизводящейся социальной группы, для которой высшее образование, один из важнейших социальных лифтов, оказалось недоступным. Экономические реформы «спустили» на нижние ступени социальной иерархии и «владельцев знаний», поскольку идеологами либерализации экономики делалась ставка на «владельцев капитала, собственности».

Ни одна социальная группа не претерпела такой спонтанной мобильности в начальный период социально-экономических преобразований, как лица интеллектуальных профессий: часть интеллигенции внедрилась в элиту (сначала выступив в качестве обличителя номенклатуры и ее привилегий, в последующем определенная ее часть успешно освоила образ и стиль жизни этой привилегированной страты, достигнув ее уровня жизни); другая ее часть перешла в сферу предпринимательства (в ее лице экономика получила наиболее активных «рыночников», способных профессионально вести бизнес); многие представители интеллектуальных профессий занялись несвойственной им деятельностью, уходя из профессии; массовая же часть данной социальной группы занята низкооплачиваемой работой на предприятиях и в учреждениях с бюджетным финансированием.

Наиболее готовой к восходящей социальной мобильности в трансформирующемся обществе оказалась новая социальная группы - предприниматели. Сильное влияние гедонистических ценностей на мотивацию их действий (демонстрация потребительской практики) способствовало стигматизации предпринимателей в качестве «новых русских»; социальное восхождение данной группы в 1990-е гг. было недостаточно легитимно.

Вертикальная (как восходящая, так и нисходящая) мобильность проходит по различным каналам социальной циркуляции. Термин «социальная циркуляция» введен в научный оборот П. Сорокиными и, на наш взгляд, незаслуженно выпал из научного оборота. При вертикальной мобильности между слоями должны присутствовать «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты», «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой.

П. Сорокин называл семь главных каналов социальной циркуляции – армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные группы, семья .

1) Армия. Служба в армии в советский период обеспечивала определенные льготы при поступлении в вуз, при профессиональном переобучении после армии, для миграций, связанных с организованным набором рабочей силы. Это был мощный институционализированный канал социальной циркуляции для тех, кто не мог иначе повысить свой социальный статус (поступление в военное училище и пополнение офицерского корпуса было престижно; получение военного образования являлось предпосылкой для дальнейшей восходящей социальной мобильности молодых военнослужащих).

В настоящее время армия еще не стала каналом восходящей социальной мобильности, что находит и эмпирическое подтверждение (по расчетам социологов, только 6% молодежи готова служить в армии).

2) Конфессиональные институты. В советский период духовный сан в качестве социального статуса не был привлекателен для молодежи и наиболее образованной части общества ввиду осуществлявшейся идеологической травли религии, поэтому конфессиональные институты не были каналом восходящей мобильности. В российском обществе указанные институты испытывают интеллектуальное омоложение и обновление (например, редактор газеты «Церковный вестник» С. Чапнин - бывший хиппи, выпускник факультета журналистики МГУ, 1968 г. рождения; протоиерей В. Чаплин, выходец из профессорской семьи, 1968 г. рождения; архиепископ Иоанн, бывший преподаватель Новосибирского университета, 1960 г. рождения; диакон, бывший преподаватель МГУ А. Кураев, 1963 г. рождения; о. Иоанн, бывший актер и сценарист И. Охлобыстин, 1966 г. рождения; редактор православного журнала С. Легойда - преподаватель МГИМО, кандидат политических наук, 1973 г. рождения). В настоящее время пятая часть московских священников являются выпускниками МГУ, а около половины духовенства Московской области - достаточно образованными людьми 1970-1980 гг. рождения.

С повышением уровня религиозной культуры общества конфессиональные институты превращаются в престижную сферу профессиональный деятельности.

3) Образование . Институт образования и в советском обществе был «лифтом, идущим вверх». В советский период жестко действовал закон о всеобщем среднем образовании. Широкая сеть СПТУ, ПТУ обеспечивала и получение конкретной рабочей специальности, которая помогала в выборе жизненных перспектив, при устройстве на работу. В настоящее время численность профессионально-технических специалистов сильно сокращена, а возможности восходящей мобильности у массовой части общества ограничены. Социальная среда обучения в российских школах все более дифференцируется, что позволяет констатировать усиление стратифицирующей роли школы. В этом отношении был прав П. Сорокин, утверждавший, что всеобщее образование не только не устраняет умственных и социальных различий, а лишь усиливает их, и что школа, даже самая демократическая («если она правильно выполняет свою задачу») является механизмом «аристократизации» и стратификации общества, а не «выравнивания» и эгалитаризации. П. Сорокин называл школу «социальным элеватором», первичным тестирующим, селекционирующим институтом.

4) Политика . Этот канал социальной циркуляции действовал безотказно в советский период - путь в руководящие должности пролегал через членство в КПСС. Работа в партийно-советских органах более низшего уровня также давала шансы продвижения вверх, обеспечивала нужными общественными связями. Дети руководителей партийно-советских органов имели повышенные шансы восходящей мобильности - политическое участие обеспечивало продвижение по социальной иерархии не только одному поколению данной семьи. Важным фактором социальной мобильности являлось занятие руководящих должностей в исполнительных органах власти. Роль представительных органов власти была девальвирована; депутатство в сельском, районном или областном советах лишь в незначительной мере способствовало восходящей социальной мобильности. В жизни животновода, сельского механизатора или рабочего завода, являвшихся депутатами соответствующих советов ничего не менялось, хотя общественный статус формально за период депутатской деятельности повышался.

Альтернативность выборов в представительные органы власти, начиная с 1990-х гг., открыла шлюзы вышеназванного канала социальной циркуляции, через которые устремилась к власти как к средству достижения успеха и самореализации самая амбициозная часть столичного населения и в некоторой мере – населения других крупнейших городов.

Для населения малых городов и села этот канал циркуляции почти закрыт.

5) Экономика. «Обогащающиеся» организации – коммерция, землевладение, добыча нефти, газа, производство автомобилей, бандитизм и т.п., как писал П. Сорокин, всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной социальной лестнице («накопление богатства – один из самых простых и действенных способов социального продвижения»). Богатство независимо от социального происхождения и источников его приобретения и в настоящее время является «простым и действенным способом социального продвижения». Однако у массовой части общества масштабы наследуемого богатства и стартового капитала незначительны. Имущественная дистанция между столичным и провинциальным населением в этом направлении имеет тенденцию к удлинению. Вероятность открыть свой бизнес, обеспечить своих детей стартовым капиталом для социального восхождения выше в столичных и других крупных городах, чем в малых городах и селе.

Для основной части жителей села, поселков городского типа практически закрыты не только традиционные каналы социального восхождения, но и предпринимательская деятельность. Фермерство в селе развивается с большими трудностями; доходы населения малых городов и села от продажи на рынках выращенной домохозяйством сельскохозяйственной продукции носят ситуативный, сезонный характер.

6) Профессиональные группы. Профессиональная принадлежность в любом обществе является одним из важнейших факторов социальной мобильности. Чем выше социальный статус индивида в социально-профессиональной структуре, тем выше его статус во всех остальных измерениях неравенства. В советском обществе профессиональные достижения для социального восхождения играли меньшую роль, более значимой была принадлежность к партийно-номенклатурным позициям; профессиональная мобильность была ограничена; существовали определенные квоты для выходцев из семей рабочих и крестьян, «допускающие» в достаточно престижную профессию, сейчас эти квоты сняты. «Допуск» в престижную профессию блокируется другими (финансовыми) механизмами. Усилились хаотические перемещения людей из одной профессиональной сферы в другую (из-за неудовлетворенности материальным вознаграждением труда, сокращений рабочих мест). Однако если в западных обществах эти перемещения преимущественно связаны с личным выбором индивида (смена прежней профессии на другую соответственно способностям и призванию), то в период становления новых экономических отношений у значительной части людей профессиональная мобильность была связана с материальным фактором.

Значимость социально-профессионального статуса в настоящее время усиливается (чем выше социально-профессиональный статус, тем выше вероятность попадания в среднедоходные социальные группы).

Что касается пространственной специфики, то наибольшими жизненными шансами стать представителями высокодоходных и престижных социальных позиций обладают жители столичных и других крупных, а также промышленно развитых средних городов. Вероятность остальных (жителей малых городов, поселков городского типа и села) пополнить средний слой социальной иерархии мала. Эмпирически подтверждается опредляющее влияние социально-территориальной структуры на жизненные шансы людей и социальную мобильность.

7) Семья. Она обеспечивает жизненный старт ребенка – его путь в образование и через него – на занятие соответствующих ступеней в социальной иерархии. «Семейный фон» в школьном образовании, как пишет Дж. Коулман, не является единым целым, он аналитически делится на три компонента – финансовый капитал, человеческий капитал, социальный капитал. Финансовый капитал приблизительно измеряется семейным богатством или доходом. Человеческий капитал, измеряемый приблизительно годами обучения, или образованием родителей, «представляет собой потенциал когнитивной среды ребенка, способствующий обучению, но он « может быть малоэффективным, если общение с детьми не является важной частью жизни детей, если человеческий капитал родителей используется исключительно на работе или в любом другом месте за пределами дома». Социальный капитал внутри семьи (отношения между детьми и родителями, а если имеются другие члены семьи, то и отношения между ними) отличается от каждого из них: « Если человеческий капитал, которым обладают родители, не дополняется социальным капиталом, воплощенным в отношениях в семье, то это не имеет большого значения для образовательного роста ребенка». При этом социальный капитал семьи функционирует не только в рамках семьи, но и за ее пределами, являясь «социальным товаром».

Э. Гидденс придерживается мнения, что даже в самых динамичных обществах «равенства возможностей» высшие позиции удается занимать немногим. Большинство достигших социальной вершины принадлежат к тем, кто имел стартовые преимущества: почти никто из богатых не начинал с нуля, значительная часть их использовала получение наследства или имела первоначальный капитал, который потом она увеличивала. В Великобритании, как отмечает Э. Гидденс, самый надежный способ разбогатеть – это родиться богатым .

Жизненные шансы детей в российском обществе зависят и от финансового, и от человеческого, и от социального капитала семьи и сужаются соответственно степени владения семьи указанными капиталами. Родители, обладающие высоким социальным статусом, в российских условиях обеспечивают широкие возможности своим детям достичь высших ступеней социальной лестницы – и своим состоянием, и самой семейной обстановкой, и эмоционально насыщенной установкой на социальное благополучие и успех, и инвестированием учебы своих детей в престижных учебных заведениях, и своими связями, способствующими успеху их детей в деловой карьере, и сознательным регулированием выбора друзей, брачных партнеров своими детьми, и созданием всех условий, увеличивающих свободное время матери для эмоционального общения со своими детьми (предоставляя ей роль домохозяйки или нанимая домработницу, репетиторов).

Семьи, где родители занимают нижние ступени социальной лестницы, уже способствуют тому, что и у их детей перспективы восходящей социальной мобильности будут ограничены. Такие семьи не имеют доступа к обучению своих детей в престижной школе, при низком уровне потребления не располагают соответствующими жилищными условиями для домашних учебных занятий, оплачивать услуги художественной, хореографической, музыкальной студий, спортивных секцийх, репетиторов по углубленному изучению иностранного языка или других учебных предметов. Дети из таких семей в основной своей массе могут рассчитывать лишь на иммобильность.

Как главную перемену социальной роли семьи в российском обществе постсоветского периода следует рассматривать тот факт, что семья стала действенным каналом распределения индивидов по стратам и внутри страт, их послешкольной селекции по социальным нишам.

Новые процессы в социальной мобильности населения в российском обществе имеют выраженную поселенческую специфику:

Прослеживается неравенство жизненных шансов провинциального населения в перспективах и стратегиях социальной мобильности; в депривированном положении по возможностям восходящей социальной мобильности находится сельское население:

Провинция в течение длительного времени будет нуждаться в «адресной» социальной политике - в расширении государственного инвестирования образовательной сферы в малых провинциальных городах и селе, в усиленной государственной поддержке образовательных потребностей провинциального населения:

Укрупнение малокомплектных сельских школ может привести к свертыванию образовательных практик в селе, если малоимущие семьи не будут иметь материального поощрения обучения своих детей с отрывом от семьи в базовой средней школе;

Есть необходимость вернуться к советской практике приема на бюджетной основе и по дифференцированному конкурсу в вузы из сельских школ и школ, находящихся в малых городах и селе, с последующим возвращением туда на работу выпускников вуза, а также приема в вузы вне конкурса и за счет госбюджета отслуживших в армии, призывавшихся из малых городов и села;

В существенной перестройке нуждается семейная политика. По имеющимся данным, каждая пятая российская семья в настоящее время не способна социализировать своих детей. Это значит, бремя социализации нового поколения будут нести общество, школа. Демографическая политика, ориентированная, из-за сокращения естественного прироста населения, на повышение рождаемости, если не будет подкрепляться дорогостоящими проектами материальной поддержки малоимущих семей, будет недостаточно эффективна для обновления интеллектуальных ресурсов провинции;

Важным фактором сокращения социальной этой дистанции между столичным и провинциальным населением является образование: «утечка мозгов», девальвация профессионализма, образования в период экономических реформ обеднила провинцию; почти прекратился туда приток талантливой молодежи; та часть молодежи, у которой имеются материальные или творческие шансы, предпочитает жить и работать либо в городах-административных центрах субъектов РФ, либо устремляется в столичные города; обучение в провинциальных филиалах вузов часто предполагает лишь получение диплома, а не требуемых для успешной профессиональной деятельности знаний;

Нужны национальные проекты, способствующие ослаблению территориального фактора социальной мобильности и в целом – социокультурной дистанции между «центром» и «периферией» страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему людей издревле волнует вопрос о равенстве? Возможно ли полное социальное равенство? В чем разница между неравенством, стратификацией и классовым делением? Выделите основные типы социального неравенства и теории, по-разному их трактующие.

2. Что такое социальная стратификация, социальная страта и социальный статус? Какие разновидности статуса Вы знаете? Что такое статусная несовместимость и статусная кристаллизация? Как соотносятся понятия социальной группы и страты, а также понятия социального неравенства и стратификации?

3. Раскройте понятие "социальная мобильность" и основные типы такой мобильности. Охарактеризуйте стратификацию в закрытом и открытом обществе.

4. Разберите понятия "социальная структура", "класс", "социальный слой". Какие препятствия для социальной мобильности существуют в открытом обществе? Что такое стартовые возможности и диспозиции личности? Рассмотрите их соотношение на примере фильмов «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Интердевочка», «Лимита» или иного художественного произведения.

5. Проанализируйте различия между теориями классовой стратификации Маркса и Вебера, а также общность и отличия их подхода к бюрократии. Чем отличаются друг от друга ленинская и сталинско-брежневская концепции, а также западные (субъективные и объективные) трактовки стратификации? Объясните, в чем заключается практическая ценность теорий стратификации, влияет ли классовая принадлежность человека на его мировоззрение, убеждения и стиль жизни.

6. Сравните социальную структуру различных современных обществ. Раскройте тенденции развития структуры общества в РФ. Каковы каналы социальной мобильности являются основными в России. Чем различаются восходящая и нисходящая мобильность в советском обществе, с одной стороны, и в современном российском, с другой. Обоснуйте свою позицию по вопросу о том, какой социальный слой играет господствующую роль в российском обществе: буржуазия, чиновники или интеллигенция, – и почему решающие позиции в бизнес-слое занимают выходцы из номенклатуры и криминалитет. Кого можно отнести к российской и региональной элите?

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Социальное неравенство, эйджеизм, сексизм и депривация. Социальная стратификация, страта, предписанный и достижимый статус, статусная несовместимость и кристаллизация, закрытое и открытое общество, социальное закрытие. Каста, сословие, рабство, варна, класс. Стартовые возможности и личные диспозиции. Типология социальных структур, бюрократия, власть, высший, средний и низший классы. Виды социальной мобильности.

Вверх