Блог дмитрия евтифеева. На максимальной мощности

Недавно столкнулся с проблемой выбора осветителя для студии (студийной вспышки). Для себя разобрался с критериями. Публикую, может кому интересно.

Исходим из того, что вспышку нужно выбрать как можно лучше при очень ограниченном бюджете. Если бы не ограничения бюджета, то можно было бы просто взять прибор производителя, известного своим качеством.

Выбор неизвестного производителя является фактически выбором вслепую. Наиболее существенные критерии, определяющие эксплуатационные характеристики я выделил такие:

Байонет

Студийные вспышки хороши тем, что с помощью насадок можно моделировать свет по всякому, по разному. Насадки в большинстве своем на вспышку насаживаются на байонет. Байонеты бывают разные, между собой слабо совместимы.

Посему выбирая вспышку с определенным байонетом ограничиваешь себя и определенным набором насадок (то есть совместимых именно с этим байонетом). Существуют переходники между байонетами, но они и денег дополнительных стоят и далеко не все из них достаточно хороши, посему в общем случае лучше обходиться без переходников.

Лично я для себя выбрал байонет Bowens тип S (название байонета совпадает с названием фирмы, когда-то давно начавший выпускать системы на основе этого байонета). Ибо в нашей стране он очень широко распространен. Есть большой выбор и вспышек и насадок на вспышки под этот байонет. От очень дешевых до очень качественных.

Регулировка мощности определяет уровень электроники

Это мнение, Андрея Осипова, несколько лет занимавшегося студийными фотовспышками (http://osipoff.ru), приведено в адаптированной мною форме:

Цифровая или аналоговая регулировка - в общем случае неважно, дело вкуса.

Важно насколько возможно регулировать мощность. Если в характеристиках прибора написано про возможность регулировки мощности импульса до 1 ⁄ 8 - это означает дешевую электронику. На сегодня совсем нетрудно сделать прибор с регулировкой до 1 ⁄ 16 , 1 ⁄ 32 и если производитель этого не делает, то он очень и очень экономит. Иногда в характеристиках приборов указывают диапазон регулировки “4 f” или “5 f” - это означает что регулировка возможна до 1 ⁄ 16 или 1 ⁄ 32 соответственно.

Пилотная лампа часто фикция

Штука крайне полезная. Нужна для наводки на резкость и для постановки света.

Однако очень часто производители комплектуют приборы пилотными лампами только для виду - лампы крайне слабые. Есть даже лампы - внимание - всего на 60 Вт. Нередко производитель пишет что можно устанавливать очень мощную лампу, но пластмассовый корпус вспышки без принудительного охлаждения заставляет этому не верить.

По моему должна быть комплектная лампа существенной мощности - на студию 30-50 кв. м это 500-1000 Вт

Вентилятор

Наличие вентилятора говорит о том, что производитель подошел серьезно к обеспечению долговременной работы. Я выбирал прибор для большой нагрузки, посему для меня это был важный критерий. По моему, то что прибор без вентилятора как раз и говорит, что этот прибор не предназначен для профессиональной работы.

Время зарядки, если не обратить внимание, то можно попасть

На некоторых проходящих по прочим критериям приборах время зарядки составляет ажно 4-5 секунд. Это простительно для накамерных вспышек, но для студийных такое время зарядки обеспечит некомфортную работу. Почему из-за этого можно попасть? Потому что я сам обратил внимание на этот параметр совершенно случайно!!! И был неприятно удивлен.

Мощность импульсной лампы

На 35 кв. метров приборов на 250 Дж и 500 Дж хватает. С запасом.

У мощного прибора есть одно достоинство - использоваться фотовспышка будет не на полную мощность чаще всего, потому, в общем случае, зарядка прибора происходит чуть быстрее, чем аналогичного прибора, но меньшей мощности.

У мощного прибора есть один недостаток - затруднительно снимать с малой глубиной резкости (на открытой диафрагме).

Прочие соображения

Такие важные характеристики как стабильная цветовая температура при разной мощности пыха и надежность работы, к сожалению, просто так, заочно, по техническим характеристикам не определяются.

Чего я выбрал

Я остановился на Raylab Sprint, Raylab Etalon и Prograf ArtPulse - указаны в порядке возрастания цены. Я знал, где их можно купить. Прочел достаточно отзывов в интернете - приборы известные, их проблемы и недостатки были неплохо описаны, за свои деньги вполне неплохо.

Бюджет неожиданно увеличился и позволил купить самые дорогие из перечисленных выше приборов.

Софтбоксы становятся всё более и более популярными аксессуарами современных фотографов. И производители, естественно, подстраиваются под запросы потребителей и расширяют ассортимент выпускаемых ими софтбоксов. Сегодня мы хотим поговорить о софтбоксах для накамерных фотовспышек. Выпускаются они разных видов. Какой из них выбрать? Какой из них подойдет именно вам?

Прежде всего, естественно, нужно узнать, какие вообще софтбоксы существуют, какими функциями обладает та или другая из их многочисленных моделей. Ну, а потом уже и выбирать из всего этого многообразия такой софтбокс, какой нужен и необходим именно вам. Итак, давайте начнем разбираться не спеша и по порядку. Первым делом - с самыми важными параметрами софтбоксов.

Крепление

Крепление софтбокса на вспышку может быть двух видов: непосредственно на ее головку или при помощи специального кронштейна на стойку.

На саму вспышку можно устанавливать небольшие по размеру софтбоксы. Большие требуют специального отдельного крепления.

Те модели софтбоксов, которые крепятся на саму вспышку, позволяют пользоваться ей, не снимая её с фотокамеры. Чем это хорошо? А тем, что таким образом мы сохраняем все функции вспышки, а именно TTL, HSS, съемку по задней шторке и всё остальное. Софтбоксы больших размеров, требующие отдельного крепления, нуждаются и в отдельной синхронизации. В этих случаях не обойтись без синхрошнура ТТL или радиосинхронизатора.

Тут нужно еще вот о чем сказать. Софтбоксов больших размеров с креплением непосредственно на саму вспышку не бывает и не может быть по одной простой причине: не забывайте, что такое крепление этого аксессуара предполагает то, что вспышка установлена на фотокамере. А если она находится именно на камере, то значит прямо под ней расположен объектив. И если софтбокс у вас достаточно большой, то он элементарно будет мешать объективу. Ну, или объектив будет мешать софтбоксу.

Сами виды креплений софтбоксов на вспышку бывают нескольких типов.

Первый, самый простой - на так называемой «липучке». На головку вспышки наклеивают «липучку», а потом на эту «липучку» прикрепляют сам софтбокс. К сожалению, этот способ нельзя назвать самым удобным и самым хорошим. Ведь наклеивая «липучку» на вспышку, вы портите ее поверхность. И, к тому же, на другую вспышку вы этот софтбокс уже не наденете. По крайней мере до тех пор, пока не купите новую «липучку».

Второй тип крепления софтбокса к вспышке - это крепление на гелевой основе с резинкой. Гелевой основой софтбокс прижимается к головке вспышки, а затем сверху затягивается резинкой. Этот тип крепления, пожалуй, смело можно назвать одним из самых универсальных. Такое крепление очень просто, и, к сожалению, не самое надежное. Но, тем не менее, если фотокамерой во время работы не трясти очень сильно, то на съемочный день, например, фотографа, снимающего на свадьбе, крепления такого рода может быть вполне достаточно. За это время софтбокс со вспышки, мы думаем, не сползет. А на большее и не нужно рассчитывать.

Третий тип крепления - крепление при помощи специального адаптера. И это крепление нельзя назвать самым надежным и универсальным. Но этот его минус с лихвой компенсируется плюсом: тем, что этот адаптер позволяет устанавливать на вспышку не только софтбокс. Для подробных адаптеров производители разработали несколько наборов специальных аксессуаров.

Унитарность - вот основной минус адаптеров. Дело в том, что типов этих приспособлений - почти десяток. Они разработаны для различных размеров головки вспышки. Проще говоря, если вспышка у вас не самой популярной и ходовой модели, то адаптер под нее подобрать вам будет весьма проблематично. В некоторых случаях его даже доработать придется.

Крепление вспышки непосредственно на софтбокс

Таким образом крепятся софтбоксы большого размера. Еще совсем недавно существовал один единственный вариант крепления такого типа - через башмак вспышки. Но, увы. У такого крепления целый ряд недостатков. Какие? Ну например, если у вас синхронизатор довольно крупный по размерам (хотя бы Yongnuo YN-622C Canon E-TTL II), то такое крепление вспышки элементарно не позволит разместить его так, как это необходимо.

А при репортажной съемке софтбокс, размещенный на специально предусмотренной для этого ручке, при движении на таком рычаге может даже повредить башмак вспышки, который и без того испытывает повышенные нагрузки.

До недавних пор крепления софтбоксов были исключительно на башмак вспышки. Но несколько месяцев назад в продаже, наконец, появились такие их модели, которые крепятся не на башмак, а на головку вспышки. Крепление такого типа мы бы назвали более естественным. Ведь оно намного четче фиксирует вспышку.

Почему мы так уверены в естественности такого крепления? А вот почему. Давайте попробуем провести эксперимент. Возьмите свою вспышку в руки. Ну что, как вы ее взяли? Наверняка чисто интуитивно вы взяли ее за головку, так как это и удобно, и безопасно.

К сожалению, на сегодняшний день софтбоксы с таким креплением в Россию поставляются только для вспышек фирмы Grifon. Хорошо так же и то, что кроме софтбокса на такое крепление можно устанавливать множество других аксессуаров, ну например зонтик или какую-либо другую насадку, имеющую байонет Bowens. Это и рефлектор, и портретная тарелка, и тому подобные световые модификаторы.

Обращаем ваше внимание на то, что в таком креплении синхронизатор вспышки будет располагаться на ее горячем башмаке. Учитывая то, что сам синхронизатор раз в 5-10 меньше вспышки по весу, то при движении это не даст критической нагрузки.

Размер и форма экрана

По форме софтбоксы в основном можно разделить на две большие группы: октобоксы и квадробоксы. Первые имеют восьмиугольную форму, вторые четырехугольную или ближе к квадрату. Бывают софтбоксы и круглой формы, но они достаточно редки. Круглые софтбоксы в основном маленькие.

Форма экрана софтбокса первым делом влияет на форму блика, который он создает. А этот блик отражается в блестящих предметах, которые попадают в кадр. Такими предметами, например, могут оказаться очки модели, стекла окон или витрин магазинов, бликующие поверхности автомобилей и многое другое. В некоторых случаях форму софтбокса можно увидеть даже в зрачках глаз портретируемого. Конечно, если снимок выполнен на хорошем уровне качества.

А размер софтбокса влияет в первую очередь на мягкость света. Тут всё очень и очень просто. Чем отражающая поверхность, в нашем случае это софтбокс, больше, тем мягче свет, который она дает. Но все же если быть более точным, на мягкость светового рисунка влияет не сам размер отражающей поверхности, а соотношение этих размеров с размером снимаемого объекта. Если объяснять это популярным языком, то можно привести такой пример. Предположим, вы фотографируете чайную чашку для Интернет-магазина. Если вы сначала снимете ее с софтбоксом размером 10х15 см, а потом с софтбоксом размером 15х20 см. - то разницу в снимках увидите сразу. А вот если вы с этими же двумя софтбоксами по очереди будете снимать человека в полный рост - то разницы в освещении вы практически не ощутите.

А вообще опытные мастера советуют снимать портреты с софтбоксами с размером экрана от 40 см. Это может быть квадробокс 40х40 см. или октобокс диаметром более чем 50 см.

Виды конструкции куполов софтбоксов

Этих видов можно выделить три.

Первая из них - зонтичная конструкция. Нет нужды рассказывать, как устроены такие софтбоксы - это ясно из самого названия. Зонтичную конструкцию софтбокса специалисты считают самой удачной. Она позволяет раскладывать и складывать софтбокс достаточно быстро. В связи с тем, что в наше время в среде фотографов становится всё больше и больше девушек, степень усилие для приведения софтбокса в рабочее состояние - далеко не последнее из его рабочих свойств. Да и для представителей сильного пола скорость развертывания и свертывания оборудования тоже важна. Ведь порой вести съемку приходится очень оперативно.

Зонтичную конструкцию из поставляемых сегодня в Россию софтбоксов имеют софтбоксы фирм Westcott и Phottix.

Второй вид конструкции купола софтбокса - конструкция Twist Flex. Софтбокс такого типа раскладывается по принципу светоотражателя. В каждую из его сторон вставлен жесткий пружинистый обруч. Этот обруч и придает софтбоксу жесткость и позволяет без особого труда свернуть его. Такой софтбокс в сложенном виде легко умещается в маленькую сумочку.

Третий вид конструкции софтбоксов - так называемые софтбоксы обычные. Фирмы, которые сегодня производят оборудование для студийной фотосъемки, выпускают специальные переходники, позволяющие установить на накамерную вспышку обычный студийный софтбокс на спицах. С одной стороны это очень удобно именно тем, что один и тот же софтбокс можно крепить как на студийную вспышку так и на накамерную, но, с другой стороны, большой проблемой тут оказывается компактность самого софтбокса и оперативность работы в целом.

Мы рассказали вам сегодня о софтбоксах, которые производятся в наше время для накамерных вспышек. Лидирующие позиции на российском рынке фотоаксессуаров сегодня занимают софтбоксы фирм Grifon, Fujimi, Falcon Eyes и нескольких других производителей. Софтбоксы всех этих фирм весьма различны как по своему качеству, так и по своей конструкции. Если вам необходима более подробная и обстоятельная информация по фотоаксессуарам - советуем обратиться специализированные фирмы и магазины, в том числе и Интернет-магазины. Ну, например в Фотогор. Обычно в помощи там не отказывают.

Хочется думать, что информация, изложенная в нашей сегодняшней статье, была для вас полезной и дала некоторую информацию для размышлений. Теперь вы хотя бы немного, но ориентируетесь в разнообразных моделях софтбоксов для накакмерных вспышек, и сможете сами выбрать такой аксессуар, который нужен и подходит именно вам.

«Сложней всего сделать выбор, когда надо выбирать не из двух, а более»

Опять возвращаемся к студийному оборудованию. В предыдущих статьях мы разбирали принципы формирования фотостудий (от маленьких, до более крупных). Сейчас мы попробуем более детально углубиться в разновидностях производителей, и помочь покупателю определиться с вопросом: какой все-таки марки приобретать студийный свет ?

Этап №1. Понятие «байонет». Разновидности байонетов студийных вспышек.

«Байонет» - разновидность быстросъемного крепления аксессуаров на студийные вспышки. При чем у каждого производителя свой тип крепления. Но исключений не избежать.

Самый универсальный и более-менее «стандартный» байонет как бы то странно не звучало – Bowens, он же байонет «S-Type». Существует большой ряд производителей с данным типом крепления. Основоположником, как правило, считается компания Bowens, от сюда и пошло название байонета, но зарегистрирован по сертификату ISO как S-Type.

Самое приятное в данном креплении это то, что можно купить студийную вспышку одного производителя, а вот аксессуарную группу от совершенно другого, сэкономив финансы на доп. оборудовании.

Ниже представлен список популярных производителей с байонетом Bowens.

Bowens Mircopro Visico Arsenal Rime Lite Hyundae Photonics Godox

Ningbo Mircopro Photo Equipment Co.,Ltd. - чистый китаец, производитель оборудования, не только вспышек, но и отражателей , софтбоксов , лайткубов . Компания предлагает свои продукты на мировом рынке уже более 10 лет. Их география распространения включает большинство Западноевропейских стран, страны Восточной Европы, Азии и Австралии. Особо популярны они в США.

China Vistarfoto Co., Ltd (Visico) – полный аналог Mircopro. Не отличается как визуально, так и в техническом плане. Распространение такое же как у миркопро, но направлено на более узкий круг покупателей. Те же деньги, то же качество, не нашли желаемую модель у миркопро? Не беда! Берем Визико!)

Бывший Hyundae Photonics (Япония), переживший ремаркетинг в лучшую сторону. Полностью обновили линейки осветителей. На данный момент, слоганом компании можно считать «Надо больше скорости и встроить аккумулятор». Последние 4 вспышки были выпущены именно высокоскоростные с автономным питанием от встроенного аккумулятора в сам моноблок.

Классический представитель студийного освещения, который вобрал в себя лучшее от страны «восходящего солнца». Качество выше цены, что приятно при условии покупки «хорошего света в мою любимую студию, но не очень дорогого». Присутствует свой личный ряд аксессуаров (софтбоксы, рефлекторы , светоформирующие насадки и т.д.), который вполне приличный по ассортименту.

Изначально обычный «noname» бренд, который занимался производством практически всего что связано со студийной съемкой. В данное время компания довольно значительно поднялась в узнаваемости. Качество поднялось на уровень выше чем на старте. Можно прировнять к визико и миркопро.

Список «жадин» монополистов, которые решили сделать свой байонет. Но оправдывая их, это действительно качественное оборудование стоящего заявленных денег.

Elinchrom Hensel Prophoto PaulC. Buff

- Elinchrom

Швейцарская компания. Главный офис расположен в городе Рененс. Элинхром является одним из 3х конкурентов в «любовном треугольнике» Bowens – Elinchrom – Interfit. Самое интересное что прямой копией элинхрома, как раз считается Interfit, поскольку это единственная крупная компания, которая использует байонет Elinchrom в производстве своего оборудования.

- Hensel

Компания с более чем 50ти летней историей. Основатель Вольфганг Хенсель (Wolfgang Hensel). Первым продуктом была система фронтальной проекции. Начиная с 1976, компания запускает в производство первую импульсную вспышку HenselFavorit/Miniflash, которая была изготовлена вручную. Чистый ариец, качество соответствует заявленной цене. Слоган компании: Больше, чем просто «Made in Germany»

- Profoto

«Типичный швед». Компания, основанная в 1968м году Кони Дуфграном и Экхардом Хейном (Conny Dufgran and Eckhard Heine) прямо в сердце Стокгольма. Слоганом компании считаю «Если что-то работает не так как ты хочешь, сделай это сам», именно так Кони и Экхард начали совместное дело.

- PaulC. Buff

Название компании, собственное имя основателя - Paul Conrad Buff (1937 – 2015). По истине легендарный производитель освещения для фотографии и видео. Компания основана в 1980 году. «Топовым» оборудованием считаются вспышки «Einstein».

Этап № 2. Разбор характеристик или "что там написано?".

Самое интересное в этой части, это одно из понятий: «Уровень регулировки мощности определяет уровень внутренностей моноблока, а соответственно и качество».

В этом параметре важно с каким «ходом» можно регулировать мощность вспышки. Если в описании вспышки описан «ход регулировки мощности» до 1/8 – то запомните, это эконом вариант, и электроника там стоит довольно таки дешевая. Но иногда встречается показатель регулировки 4Fили 5F, тут значение приравнивается до 1/16 и 1/32 соответственно.

Встроенный «пилот» или зачем во вспышке постоянный свет.

Пилотный свет крайне важен. А как иначе вы будете фокусироваться в полностью темно помещении студии? Так же предполагает постановку света. Жаль, но зачастую производители комплектуют вспышки пилотами только «для виду», мощность которых крайне слабая (75-150 Вт). Производитель может и указывать про возможность поставить более мощную лампу, но при этом не пишут, что при мощном пилоте пластиковый корпус вспышки может просто расплавиться.

По поводу температурного нагрева прибора. Если во вспышке установлен вентилятор или система активного охлаждения, это может говорить о том, что производитель довольно совестно подошел к производству, обеспечив этим долговременную работу своего «детища». Если вспышки покупаются для работы с большими нагрузками – наличие вентилятора важный критерий. От сюда вывод: Вентилятор = профессиональная вспышка, нет вентилятора = любительская или некачественная.

«Котелок, вари быстрее»

Скорость перезарядки импульса вспышки. В этом параметре главное не промахнуться, поскольку время перезарядки вспышки составляющие 4-5 секунд, может обеспечить довольно некомфортные условия для съемки. Почему можно промахнуться? Камера с серийной съемкой в 4 секунды делает кадр раз в 4 секунды – нелогично. Иногда случается, что съемка очень динамичная (животные, дети, предметная съемка), и «ловить момент» один раз в 4 секунды, довольно сложная задача.

Мощность импульсной лампы.

При просчете мощности на м2 берите эквивалент в диапазоне 7.15 – 14,3. То есть: При квадратуре в 35 кв. метров * 7,15 или 14,3, хватает вспышек мощностью от 250Дж до 500Дж. При этом 500 это уже с запасом, но в этом и своя прелесть. Использоваться такая вспышка, на полную мощность будет крайне редко, поэтому заряд импульса будет происходить быстрее чем у аналогичной вспышки, но меньшей мощности. Но и недостаток у мощных приборов тоже есть: довольно затруднительно работать на открытой диафрагме (с малой глубиной резкости).

«Ловля на живца»

Радиосинхронизатор встроен во все известные приборы импульсного света, а точнее не синхронизатор, а так называемая светоловушка. «Поджигаем» синхронизатором первую, остальные дружно загораются за первым, но при условии, что в помещении не слишком много света и приборы не отдалены друг от друга слишком далеко.

Если Вы снимали на накамерную вспышку довольно долго, то понятие «сброс импульса» должен вызывать у вас плохие воспоминания. Со студийными вспышками все намного проще. Если при съемке вы выставили показатель мощности на максимум, а затем резко решили перейти на половину от максимальной, то первый импульс будет осуществлен моментально после изменения мощности. Такая же схема работает и в обратном порядке, от ½ мощности до максимальной.

«SyncSpeed– что это???!1!?!1» или как подружить затвор и моноблок.

Излучение импульса света (момент срабатывания вспышки) происходит практически мгновенно. Максимальная продолжительность импульса вспышки довольно редко превышает показатель в 1/500 секунды, а в отдельных случаях происходит даже быстрее – 1/20000 доли секунды. Поэтому надо каким-то образом сделать так, чтобы вспышка сработала в момент, когда затвор фотоаппарата будет полностью открыт. А от сюда и получается, что из-за особенностей фотоаппарата, выполнить полную синхронизацию камеры и вспышки удастся выполнить не во всем диапазоне выдержек.

Про использование «мыльниц» в студийной съемке говорить не буду, а вот про принцип работы с «зеркалом» вкратце объясню.

Во всех зеркалках стоит так называемый фокальный затвор (ламельный, шторно-щелевой). Принцип работы такой системы: одна шторка открывает кадровое окно, а вторая его закрывает.

Почему столько внимания для такого примитивного понятия? А все потому что именно на кратчайшей выдержке полного открытия матрицы, импульс света моноблока наиболее эффективно перебивает естественный свет (постоянный).

Примерный диапазон параметров камеры при работе с импульсным светом:

Выдержка Значение f/
1/125 – 1/250 f/8 – f/16

И по мелочам.

Экспозиция – устанавливается вручную самим фотографом, поскольку освещение во время работы не меняется без согласия на то фотографа. Подбор экспозиции происходит эмпирически, т.е. путем проб и ошибок.

ISO– никогда не пользуйтесь автоматическим замером ISO при студийной съемке. Всегда выставляйте минимально-возможный показатель вручную.

W/B(баланс белого) – так же как и экспозиция настраивается вручную. Если съемка подразумевает использование фона лишенного белых элементов или нейтрально-серого цвета, подумайте о том, чтобы прихватить с собой лист офисной бумаги А4 формата или купите «серую карту».

2015 © Андрей Никандров, специально для

Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов .

Вверх